воскресенье, 13 июля 2014 г.

Вступление к первой теме

Мы начинаем работать над первой темой курса: «Стая птиц» или Коннективистская организация.

Вступление к теме:


Доклад эксперта (В. Н. Кухаренко):


Программу первой темы см. здесь.

8 комментариев:

  1. Иван, прослушал ваше выступление.
    Что смутило: не то популярный, не то спекулятивный дискурс. Причем первый может быть и научным.
    Первое, что делает коннективисткий курс неспекулятивным, то есть неманипулятивным - это четкое, однозначное объявление цели - истинной - курса его инициатором.
    Можете ли вы четко и неспекулятивно сформулировать свою цель, даже несмотря на то, что, как сами обозначили, выбрали спекулятивную манеру изложения.

    ОтветитьУдалить
  2. Я понимаю, о чем Вы! Спекулятивная манера — общая проблема любой риторики на тему инноваций в образовании. Уж сколько статей прочел, — на английском особенно, — везде можно встретить далеко идущие догадки (в престижных журналах!) Коннективизм, как раз, такая инновация, нуждающаяся в «очистке» от слишком общих аналогий. Что нас ждет, в сухом остатке?

    Про мои цели и ожидания:

    - сформулировать в дискуссии с коллегами свое понимание сетевых сообществ (на сколько и в каком качестве они совместимы с теми же виртуальными сообществами практики);

    - обсудить с коллегами наброски коннективистского варианта непрерывного и неформального повышения квалификации;

    - задать интересные вопросы в рамках четвертой темы (актуализировать изученную за последнее время критику сетевого подхода).

    Ну, а если еще и помечтать немного, то был бы не против найти соавторов среди однокурсников для коллективной публикации (тема может наметиться в ходе курса).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, спекулятивная манера - это не проблема риторики, а риторов.. И мой опыт знакомства с рядом коннективистских "курсов" - тому печальное свидетельство. Потому две из целей моего участия в этом курсе:
      - набрать материала про манипулятивные речевые практики якобы "коннетктивистов". См.: http://blog.newedu.su/2014/07/14.html
      - продемонстрировать коллегам. что восторженность по поводу их педагогической восторженности, разделяемые группой - далеко не всегда коннективизм, обучение и наука

      И последнее, Иван. Ваши цели и ожидания - выше всяких ожиданий. А какова цель того. что Вы назвали курсом?

      Удалить
  3. А если Иван не называет курс учебным или обучающим, может ли этот проект остаться в наименовании "курсом"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может, конечно. Но если мы не определимся что курс, а что сообщество, то слона будем называть буйволом и верить словам чужим в силу своего конформизма. Коннективизм - это снятие неопределенностей в ходе взаимодействия, а не их умножение. Именно за счет снятия и происходят:
      1. акты обучения,
      2. акты сотрудничества (формирования социальной общности участников).
      Вот назовет Иван цель инициированного им проекта, можно бужет и его жанр определять. И не факт, Вы правы, что словом курс здесь именуется в полном смысле курс. Тогда что, если не курс?

      Удалить
    2. Под курсом в любом случае подразумевается учебный опыт. Просто сейчас этот опыт резко отличается от традиционного обучения (я даже специальный пост написал перед курсом http://funofteaching.tumblr.com/post/91139632311/cmooc ).

      Но сам вопрос — является ли cMOOC курсом, — отличный! Пару лет назад его поднимали в западном сообществе, когда предлагали говорить о массовых открытых онлайн-сообществах, а не массовых открытых онлайн-курсах (и те, и другие сокращали как MOOC). Даунс, однако, не уступал и привел аргументы. Так, например, курс, в отличие от сообщества, имеет начало и конец (ограничен во времени).

      Тема cMOOC как таковая очень интересна, но нам бы в сторону не уйти! Наш курс — коннективистский, и это тоже можно обсуждать (мета-дискуссия), но непосредственная тема курса — сотрудничество и профессиональное развитие в свете коннективистских принципов.

      Удалить
    3. Спасибо, Иван.
      1. Согласен понимать под курсом здесь феномен опыта учебного.
      2. Понятна тема курса, хоть и сильно поэтична. Нужно определить термин "сотрудничество" и "развитие". Проедмет курса проваливается чуток, однако.
      3. Если под принципами Вы имеете в виду принципы неопределенности, самоорганизации и подобные - согласен.

      Наконец, какова цель курса? Курса, а не Ваша личная. Желательно одной фразой в 5-7 слов и на языке операций (процедурном).
      Когда мне цель курса не говорят, на него позвав. я чувствую, что меня хотят поиспользовать втемную.

      Удалить
  4. Судя по тому, что обучение в коннективизме суть процесс построения сети, цель курса -- поиск связей в ходе совместной рефлексии заявленных вопросов.

    Цель коннективистского курса -- это всегда генерирование связей, получение сетевого/связного знания (connected knowledge) в ходе взаимодействия участников, а, по сути, рефлексии выбранной темы (изучение источников, попытка разобраться в них и сформулировать свое критическое отношение).

    Но ведь именно об этом было сказано с самого начала -- мы собрались для дискуссии, обмена "артефактами осмысления" (теми же сообщениями в личных блогах, терминология Сименса).

    Хочется, чтобы каждый обогатился в процессе обсуждения выбранных вопросов (не обязательно следуя плану, формулируя свои вопросы, предлагая дополнительные источники и т. д.).

    Участники создают личные блоги, используют разные сервисы, а не пишут в закрытой СДО и высказывают ценные мысли в чате вебинаров, который останутся закрытыми. Все делается для себя и от своего имени, набирается материал для себя (это можно делать и на локальном компьютере, не делясь не с кем), участник пытается стать экспертом в том или ином вопросе (человек сам себя публично аккредитует).

    В очередном сообщении блога я предложил возможный результат нашей дискуссии, что-то общее, что может получиться. Может вполне так случиться, и случиться -- это нормально для коннективистских курсов, -- что разные участники будут обсуждать разные вопросы, игнорируя остальные. Можно и вовсе просто наблюдать за дискуссией, не принимая активного участия -- тоже вариант, хотя и самый скучный, на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить